Горное озеро Блед в Словении

День начался с грозы. Нет, даже не грозы, а мини-шторма (начался день у моря). Черное небо, тяжелые черные тучи, такие тяжелые, что казалось, что они ложатся на море и побережье, поглощая, вбирая в себя все живое и светлое. Сильный штормовой ветер, казалось еще чуть-чуть, и он превратиться в ураган. Ливень стеной, крупный град, поломанные ветки деревьев. Грязные потоки воды, несущиеся по улицам, заливающие многочисленные магазинчики, кафе и сносящие пальмы, растущие в горшках у входа. Куда мы собрались в такую погоду? Непонятно…

Думали – доедем ли до Постойной пещеры? Не снесет ли нас грязным потоком с горной дороги куда-нибудь в пропасть? Уже подумывали отменить поездку, но, слава Богу, весь этот ужас стал постепенно идти на убыль. Облака стали светлеть, на горизонте уже показались светлые полосы безоблачного неба, ветер начал утихать, а дождь практически сошел на нет. Ну и как раз подъехала машина, куда мы радостно погрузились под уже редкие капли дождя и начинающие пробиваться, сквозь рваные тучи, лучики солнца.
«Это не типично для Порторожа в это время года», успокоил нас гид. «Сейчас все закончится, и обязательно должно выглянуть солнце. Подобный шторм уже навряд ли помешает нам наслаждаться экскурсией. Единственное – это то, что на озере Блед, обстановка в такую погоду совершенно не предсказуема. Тучи гуляют, в горах может идти непрекращающийся дождь, или наоборот – светить солнышко. Как повезет».

Понадеявшись на солнце, отправляемся сначала в Постойную пещеру. На озере в этот момент пока еще во всю шел ливень. А наш гид очень хотел, что бы мы обязательно прокатились на лодке по озеру, ощутили всю красоту окружающей природы. На озере царит особая атмосфера – рассказывал Истэк (наш гид) – даже если туда приходит человек, у которого очень плохое настроение, то побыв какое-то время на озере, настроение у человека обязательно меняется в лучшую сторону. С озера еще никто не уходил с плохим настроением и тяжелыми мыслями – пообещал Истэк. Мы слушали, если честно, в пол-уха. Ну, мало ли какие рекламные слоганы вещают гиды, лишь бы только повысить значимость посещаемого места, придать таинственности, загадочности, и отработать немалые деньги за индивидуальную экскурсию…. Позже, мы поняли, что зря…

Но, все по порядку. Итак, дождь продолжался. Он лил , когда мы входили в пещеру, пока мы часа полтора находились внутри, и когда из пещеры мы выбрались на белый свет, нас встречал дождь. Он и не думал заканчиваться. Мы уже подумывали, не перенести ли нам экскурсию на озеро на другой день, и отправиться куда-нибудь в другое место, но гид настоял, что бы мы все-таки поехали на Блед. Там всегда красиво, сказал он. И мы отправились к озеру.
Немного географии. Озеро Блед лежит на границе равнины и альпийского горного края в Люблянской котловине на высоте 475 метров. Длина озера 2120 м, ширина 1380 м, общая площадь 144 га, максимальная глубина 30,6 м, максимальная температура воды в летнее время 24С. Красивейшее, живописное место, одно из чудес Словении, сказка наяву… все это вы найдете в любом из туристических буклетов по Словении. Но ни один буклет с описанием озера, ни один человек, рассказывающий вам о неземной красоте озера, не воссоздаст то ощущение, которое возникает, когда вы сами, собственными глазами видите это чудо природы.

Итак, идет непрекращающийся дождь. Едем на машине. За окном – Альпы. Альпы – красивые – думаем мы. Кое-где на вершинах еще блестит снег. Еще день тепла и он растает, сойдет незаметно, превратившись в воду, испариться, впитается в «песок» серых шапок гор. На небе темно-серые, тяжелые тучи. Они похожи на старое ватное одеяло. Кто-то разорвал его и раскидал грязные ватные комки по небу. Ветер гонит их прочь, пытаясь высвободить солнце, поглощенное тяжелыми дождевыми облаками, но облака не сдаются. Они цепляются то там, то тут, за вершины гор, ложатся на густые альпийские леса и лежат на вершинах елей и горных склонах, клубятся, дымятся.… Потом, нехотя поднимаются вверх, словно пар от кипятка, сливаются в общей серой массе, и опять плывут куда-то дальше, гонимые ветром прочь. Иногда ветру все-таки удается разорвать эту сплошную серую массу. И тогда из этих дыр выглядывает солнце. Буквально на пару мгновений, ослепит, озарит горные пейзажи, и опять спрячется за черным дождевым одеялом.

Ну вот, прибыли. Сначала идем в замок «над озером», что бы посмотреть на озеро со смотровой площадки и увидеть всю красоту уникального памятника природы, возведенного ей самой себе. На площадке много китайских туристов. С трудом протискиваемся к месту обзора и буквально застываем на месте от увиденного…

Озеро Блед в пасмурную погоду

Это трудно передать словами, это можно только увидеть, ощутить, пропустить так сказать через себя. Сказать, что да, это сказочно, это не сказать ничего. Это просто другое измерение. Находясь там буквально чувствуешь, как пронзает твое тело до мозга костей неведомая энергия. Неземная, потусторонняя… Такого не было просто на природе в лесу или парке. Это именно то, про что говорят – прикоснулся к божественному, космическому… Находясь там, на смотровой площадке и глядя вниз на озеро Блед с маленьким островком посередине, окруженное старыми Альпами, с вершин которых поднимаются вверх тучи, ты не видишь ни озера, ни гор. Нет. Ты видишь совсем другу картину. Это нечто большее, чем просто красивый пейзаж. Ты буквально всей душой ощущаешь умиротворение и полный покой. В душе рождается такое чувство, будто бы ты узнал великую тайну. Тайну бытия, тайну Вселенной. И Вселенная поделилась с тобой божественным лучом, наполняющим тело легкостью и жизненной силой. Как не хочется отрываться от этого источника с божественной энергией. Как хочется остаться здесь навсегда, что бы полностью раствориться в этой неземной красоте, слиться с ней в едином бесконечном танце всеобъемлющего, всепоглощающего счастья и гармонии….
Отрываемся от этого великолепия с трудом. Сделав пару снимков на память, идем вниз, к лодкам.

Дождь идет, лодки мокрые насквозь, поэтому садимся в крытый катер и едем на середину озера к маленькому острову. Там церковь Успения Богородицы (1142 год) , с «колоколом желаний». Нужно загадать желание и три раза дернуть за трос. Должен раздаться звон.

Церковь на озере Блед

Поднимаемся по ступенькам вверх, в церковь. Заходим. Там тихо, сумрачно… Туристов нет, только мы. Каждый из нас подходит к колоколу и про себя загадывает свое самое заветное желание. Постояли, помолчали, каждый подумал про что-то свое. Если бы не наша неугомонная дочь, то, наверное, постояли бы еще. Но ребенок есть ребенок, ей пока не о чем задумываться, стоя в церкви (и слава Богу) и мы тихо уходим. На выходе из церкви, в холле бьется залетевшая с улицы птичка.
Там же на этом маленьком острове есть кофейня, в ней пекут вкусные ореховые кексы. Заходим, заказываем чай, выпечку, нам наливают очень вкусной черничной настойки, сидим, медитируем в окно, из которого открывается прекраснейший вид на озеро…

Кафе на острове на озере Блед

Интересно, это было специально продуманно? «А теперь, я открою вам тайну колокола желаний» – с загадочным видом говорит Истэк. «По поверью, желание у человека сбудется тогда, когда он второй раз вернется в эту церковь, еще раз загадает это же желание и опять трижды позвонит в колокол!». Ну, вот те на… легкое разочарование. Ну ладно, на следующий год приедем, позвоним…
Когда вышли из кафешки уже вовсю светило солнце. Истэк на прощание сфотографировал всю нашу компанию на фоне озера в окружении Альп, и мы отправились домой. Всю обратную дорогу нам светила красивая тройная радуга. Сказка, все дела.… Не хватало только махающих нам вслед улыбающихся эльфов и гномов.

Ну, вот, казалось бы и конец этой замечательной, красивой истории под названием «Экскурсия на озеро Блед». Из которой мы привезли не только целую гамму прекрасных чувств и заряд жизненной энергии, которой хватит лет на 300, но и надежду на возвращение к озеру, что бы опять загадать свое заветное желание. А вдруг сбудется. Но не тут то было. Мечты должны сбываться (и не только у Газпрома)! Поэтому, через пару дней, мы снова едем на озеро Блед, слегка удивив этим нашего гида.

Мы вернулись. А озеро, как будто ждало нас. Оно встретило нас невероятно хорошей погодой. Это позволило нам оценить его красоту заново, уже в другом ракурсе. В этот раз по берегам бродили лебеди и утки. Дочка их кормила хлебом, который бесплатно дали в ближайшем ресторане (когда поняли что «нам уток кормить»). Потом мы посидели в кафешке, поели вкусный торт, и, взяв на прокат лодку с лодочником, поехали на остров, в церковь.

Озеро Блед в солнечную погоду

В этот раз поднимались по ступенькам, считали их. Их должно быть 99. Самая маленькая ступенька, практически сделана вровень с землей, ее не видно и легко пропустить. В церкви загадали еще раз свои желания, опять зашли в кафе, поесть орехового кекса и поехали обратно. Обратно ехали медленно, лодочник специально никуда не торопился, что бы мы могли как можно полнее насладиться всей этой земной красотой, этим чудесным, сказочным местом, под названием озеро Блед. Оно действительно уникально, в нем сочетается и земная красота и неземная энергия, которая буквально наполняет все живое, дарует силу и смысл жизни. Побывав здесь и проникнувшись всем этим великолепием, понимаешь, что вернешься еще. Неважно когда, но обязательно вернешься. Что бы опять покормить лебедей и уток, посидеть в кафе с видом на остров и поесть тортик, погулять по окрестностям и обязательно скататься на лодке в церковь Успения Богородицы. Снова загадать заветное желание. Что бы вернуться вновь .

P.S. Закончилась лирика. И очень захотелось написать что-нибудь прозаичное и реальное. Словенцы, да и все европейцы, конечно молодцы. Имея у себя уникальные «явления природы и истории», они умеют создать около этих заповедников развитую инфраструктуру. Так сказать цивилизацию в глуши. В целом, вместе с душевностью и радушием (вроде, неподдельным) все это создает атмосферу уюта, удобства, ощущения единства человека с природой и легкого разочарования за нашу страну. У нас тоже огромное количество уникальных, живописнейших природных мест. То же озеро Байкал или долина Гейзеров. Но я сомневаюсь, что приехав туда, увижу уютные отели с термальной водой, кафе с красивым видом на озеро и горы или еще что-то, лебедей на берегу и полные водоемы рыбы. В озере Блед, кстати, огромное количество рыбы, но её ловля условно запрещена (за 65 евро можно поймать несколько штук, но потом их нужно отпустить, оставив себе одну). В России туризм – весь на грани экстрима. Конечно, есть любители, но все же… добавьте сюда же еще наш российский менталитет, неприветливость, желание поживиться и всё! Большинство людей едут отдыхать туда, а не на наши курорты. Поэтому, до встречи, озеро Блед. Надеюсь вернуться снова!